Если посмотреть на тренинги по продажам, можно заметить два основных направления обучению продажам. Первое -это знание и навыки владения технологией продаж (СПИН, ПАУК, 7, или 8 этапная модели продаж). Второе - это классификация покупателей (аудиалы, визуалы,кинестетики, холерики, сангвиники, и т.д. экстраверты и интроверты и т.д.). Но не в одном из направлений не идет речь о возможном изменении поведения самого продавца. Как меняться самому продавцу и в каком направлении идет речь в параметрической модели покупательского поведения.
Q1.
Комбинация доминирования и враждебности. Это громко и много разговаривающие
люди, требовательные и решительные в своих действиях. Они везде «суют свой
нос», ведут себя по отношению к окружающим агрессивно и самоуверенно -
delovgoru.ru. С ними обычно достаточно трудно ладить, а кроме того они часто
бывают излишне обидчивыми. Как правило, к торговым представителям они относятся
с недоверием.
Q2.
Комбинация подчиненности и враждебности. Такие люди являются холодными,
отчужденными и некоммуникабельными. Часто они бывают одинокими людьми и
работают на таких должностях, которые требуют скорее концентрации внимания, чем
общения, например, в области исследований, бухгалтерии или компьютерного
программирования. Отвечая на задаваемые им вопросы, они стараются дать короткие
и некатегоричные ответы, типа: «может быть», «хорошо», «возможно».
Представители этой категории в ходе совершения покупок предпочитают избегать по
возможности общения с торговым представителем, но если этого не удается,
ограничиваются пассивной, почти отстраненной ролью.
Q3.
Комбинация доброжелательности и подчиненности. Это экстраверты, дружелюбные,
понимающие, разговорчивые, позитивно настроенные люди, которые при этом по
своей природе не могут быть лидерами. Они предпочитают покупать у тех людей,
кто им нравится, и относятся к общению в ходе покупок как к социальному явлению
- delovgoru.ru. Как правило, они соглашаются в основном со всем тем, что им
говорит торговый представитель, а если чувствуют какие-то сомнения, то могут
отложить на какое-то время решение по покупке, и за это время могут с
кем-нибудь посоветоваться, например, с друзьями.
Q4.
Комбинация доминирования и доброжелательности. Это люди, для которых характерны
высокая приспособляемость и открытость, которые не боятся высказывать свои идеи
и мнения. Они, как правило, хотят получить какие-то убедительные подтверждения
аргументов, приводимых торговым представителем, и становятся нетерпеливыми,
если получаемые ответы даются в слишком обтекаемой форме. Они без всяких
колебаний купят у любого человека, который сможет убедить их, что в результате
этой покупки они получат ту или иную выгоду. Им нравится вести переговоры в
деловой манере, а в ходе общения, связанного с покупкой, они могут быть
требовательными.
Каковы
следствия для продаж от такой категоризации? Общаясь с разными категориями,
торговые представители должны соответствующим образом менять свое поведение.
Q1. Чтобы
завоевать расположение людей с комбинацией доминирования и враждебности,
правильным поведением торгового представителя будет повышение доминированности
до такого же уровня - delovgoru.ru. Это может включать выпрямленную спину,
поддержание контакта глазами, уважительное выслушивание (но при этом пассивное)
и выдачу немедленных ответов. После того как покупатели этой категории
понимают, что торговый представитель в психологическом плане им равен, может
произойти полезное общение.
Q2. При
первой встрече с покупателем с комбинацией подчиненности и враждебности,
торговый представитель не должен делать попытки доминировать, а постараться
постепенно завоевать его доверие. Торговый представитель должен выбрать такой
уровень доминирования, который был бы равен уровню посетителя, а вопросы
задавать открытого типа, делая это медленно и в мягкой манере - delovgoru.ru.
Ему также следует понизить свой статус, что на уровне физических проявлений
может быть выражено тем, что глаза и голова должны располагаться не выше глаз и
головы покупателя.
Q3. Люди,
для которых характерна комбинация доброжелательности и подчиненности, хорошо
относятся к остальным. Торговый представитель должен удовлетворить их
социальную потребность, действуя также в теплой и дружелюбной манере. Он не
должен пытаться доминировать, а пытаться поддерживать тот уровень социальности,
который демонстрирует посетитель. После того как доверие и взаимная симпатия
установлены, торговый представитель может направить общение в сторону принятия
решения о покупке.
Q4. Люди с
комбинацией доминирования и доброжелательности скорее требуют уважения, чем
любви. Чтобы добиться их уважения, торговый представитель должен выбрать
уровень доминирования, эквивалентный уровню посетителя, но демонстрируя при
этом теплоту (эмпатию - delovgoru.ru) общения. Все аргументы, связанные с
продажей, должны подкрепляться везде, где это возможно, очевидными фактами и
свидетельствами.
Используя этот подход, разработан тренинг по обучению продавцов, который помогает изменить поведение и поднять индивидуальные продажи.
|